Дополнительная общеобразовательная программа "Шашки и шахматы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 371 г.Челябинска» (МБДОУ «ДС №371 г.Челябинска»)
454087, г. Челябинск, ул. Некрасовская, 17 тел./факс: 8 (351) 269-10-45, e-mail:
mdouds371@mail.ru
Одобрено на заседании
педагогического совета
№ 1 от 28.08.2024г.

Утверждаю:
Леер Ю.О.
заведующий МБДОУ
г.Челябинска»

«ДС

№

371

Рабочая программа
дополнительного образования «Шашки и шахматы»
«Волшебные фигуры»
для детей от 5 до 7 лет
(срок реализации программы 2 года)

Руководитель: Лисицкая Н.А.

Челябинск 2024 г.

1

Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Цели и задачи рабочей программы дополнительного образования 4
3. Планируемые результаты………………………………………….5
4. Учебный план…................................................................................7
5. Годовой календарный учебный график…………………………..21
6. Организационно – педагогические условия ……………………..21
7. Принципы обучения……………………………………………….23
9. Содержание программы…………………………………………..24
10.Условия реализации программы…………………………………26
12. Список литературы……………………………………………….27

2

1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра
пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны.
Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в
шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по
обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и
педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд,
одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и
показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры:
ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют
продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются
на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации
партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками
носят разовый характер (соревнования в группах, городские турниры в детских
садах).
Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и
трагедиями. Эта древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя
самые разные люди, в том числе и дети. Сегодня обучение шахматам –
популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие
родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают,
когда и с чего лучше начинать. Поэтому, для последовательной и планомерной
работы по основам шашечного и шахматного искусства мною разработана
программа дополнительного образования «Шахматный клуб Ладья».

3

2. Цели и задачи
Цель программы:
Создание условий для социально - личностного и интеллектуального развития
дошкольников, через обучение игре в шашки и шахматы, привитие интереса к
игре.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение технике игры в шашки;
- Ознакомление детей с теорией шашечной игры.
- Ознакомить с историей шахмат; обучить правилам игры; - Дать начальные
теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
познавательные психические процессы;
- Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;
- Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных
качеств;
- Прививать навыки самодисциплины;
- Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и
самооценки.
- Коррекционные:
-помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее,
-учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
4

3. Планируемые результаты
Шашки
К концу обучения дети должны знать:
•

Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие,

пат,

ничья;
•

Правила хода.

К концу обучения дети должны уметь:
•

Ориентироваться на шашечной доске;

•

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения правил;

•

Правильно располагать доску между партнёрами;

•

Правильно располагать фигуры перед игрой;

Решать

простые

шашечные задачи.
Шахматы
К концу учебного года дети должны знать:
•

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья;

•

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:
•

ориентироваться на шахматной доске;

•

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

•

правильно помещать шахматную доску между партнерами;
5

•

правильно расставлять фигуры перед игрой;

•

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•

рокировать;

•

объявлять шах;

•

ставить мат;

•

решать элементарные задачи на мат в один ход.
Формы проверки результативности занятий:

- выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на занятиях; соревнования по шашкам и шахматам среди сверстников.
- участие в интеллектуальных играх.
Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

6

№
п.п.
1

Тема
Сентябрь
«По дороге знаний»
экскурсия в
шашечный клуб.

Содержание

Количество
часов

4. Учебный план

Знакомство с помещением, с историей
шашек.
Познакомить
с
историей
возникновения игры. Понятие о здоровом
образе жизни.

1

2

Сказка
начинается
«Королевство
шашек».

Познакомить с понятиями шашка, жителями
шашечной страны. Просмотр видеофильма
«Про поросенка, который умел играть в
шашки».

1

3

«Путешествуем по

Познакомить с общими понятиями: шашечная

2

сказочному

доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение и

королевству»
«Шашечная доска и
шашки.

инсценировка дидактической сказки

4

«Королевство шашек»

«Волшебные

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто
ниточки сказочного больше назовет предметов, расположенных
вертикально». Например: дерево, стена дома,
королевства»
- окно, столб и т.д. После этого найдите отличие
от вертикали, расположенной на шашечной
«Шашечные дороги».
доске.

7

2

5

«Задания
Познакомить с понятием «горизонталь» игра
умной совы» - «Кто
больше
назовет
предметов,
«Шашечные дороги». расположенных горизонтально».

2

6

Октябрь.

4

Познакомить с понятиями: Ходы шашек.

Встреча на лесной Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).
поляне - «Зайкины
Художественно-продуктивная деятельность:
шашки».
«Королевство шашек» Выставка детских
работ.
7

«Путешествие в мир Чтение художественной литературы «Русские
открытий» -

шашки – зайкины шашки». Познакомить

Шашечные поля.

детей, что у каждого поля на доске есть свой
адрес - свое название. Поля обозначены
цифрами

и

буквами.

Сначала

говорится

название вертикали, потом номер горизонтали,
т.е. сначала буква, потом цифра. Например –
поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий
стрелок».
Назвать все поля, из которых
состоят вертикали и горизонтали.

8

2

8

«В гостях у знатока Практическое

Зайки».

10

материала.

Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шашечной доске.

шашек –

9

закрепление

Познакомить с понятием диагональ- косая
«Там на невиданных линия, состоящая из клеточек одного цвета,
соединенных уголками (второе отличие). На
дорожках»
- доске есть диагонали разной длины. Всего на
доске 13 белых и 13 черных диагоналей.
«Диагональ».
Самая важная шашечная диагональ – большая
дорога или большак. Она самая длинная – из 8
и клеточек. Идёт из левого нижнего угла в
правый верхний угол

2

Ноябрь

«Лесная
умного

2

школа Познакомить с шашечным понятием фланг.
зайца»

Основы шашечной
игры: сила флангов

- Практическое

закрепление

материала.

Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шашечной доске.

9

2

11

«Лесная

школа Познакомить с шашечным понятием центр.
восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6
умного зайца» считаются центральными, но собственно
центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки,
Центр
расположенные на этих полях называются

2

центральными
шашками.
Практическое
закрепление материала.
Упражнения на
выполнение ходов пешками. Дидактические
игры по маршруту и их взятие с учётом
контроля полей, на ограничение подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения
по
закреплению знаний о шашечной доске.

12

«Лесная школа
умного зайца» Бортовые поля

Поля первой и последней горизонтали a1, c1,
e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1,
a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком
Х). Все эти поля находятся с краю доски:
слева,

справа,

внизу

и

вверху.

Шашки,

занимающие эти поля, называются бортовыми
шашками.

Практическое

закрепление

материала. Упражнения на выполнение ходов
пешками. Дидактические игры по маршруту и
их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению
знаний о шашечной доске.

10

2

13

14

Декабрь «Лесная

Черные

поля

последней

для

соперников

школа умного

горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8,

зайца» -

d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1й

«Дамка».

горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х)

Дамочные поля

– поля превращения простой шашки в дамку.

«В гости к
друзьям» - «Как

Познакомить с правилами: шашка (простая)
ходит по диагонали только вперед на одно

ходят шашки».

поле, если оно не занято другой шашкой.

2

2

Ходить назад шашками запрещено!
Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с
учётом контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шашечной доске.

15

«Правила хорошие,
знать
каждому
положено»Основные правила
шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если
шашка соперника стоит вплотную к Вашей
шашке (на соседнем по диагонали поле), а за
ней есть свободное место, то Вы обязаны
срубить шашку соперника, если Ваш ход.
Срубленная шашка убирается с доски после
завершения хода. Ходить назад нельзя, а
рубить нужно.
Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов пешками.
11

2

16

17

«Лесная
школа
умного зайца» Основы шашечной
игры: ловушка и
короткие партии

Упражнения на выполнение ходов.

Январь

Познакомить с правилом: Если после того, как
Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь
оказывается перед шашкой соперника, которая
стоит с Вашей на одной диагонали и за

«Лесная
школа
умного зайца» Основные
приёмы

Дидактические игры по маршруту и их взятие с
учётом контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шашечной доске.

борьбы на шашечной шашкой соперника есть свободное место, то и
доске.
эта шашка соперника должна быть срублена.
Если вновь возникает такая же ситуация, но
действие продолжается уже с разворотом на
другую диагональ, то все шашки должны быть
срублены, не зависимо от количества шашек и
количества разворотов.

12

2

2

18

«Лесная
школа Упражнения на выполнение ходов дамкой.
умного
зайца» - Дидактические игры по маршруту и их взятие с
Основы
шашечной учетом контроля полей, на ограничение
игры: как пройти в подвижности
фигур.
Тренировочные
дамки
упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске. Познакомить с правилом
Простая шашка, достигнув дамочного поля,
превращается в дамку. Это может произойти
как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й
горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на
1ую для черных), так и ударным. Дамка может
ходить как вперед, так и назад по диагонали на
любое возможное количество полей (пока ей
не преградят путь шашка или край доски).
Рубит дамка, как и шашка, только шашки
соперника могут быть расположены дальше,
чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая
через шашку соперника, дамка может
приземлиться на любое возможное поле.

19

«Этикет игрока» Правила
поведения
во
время игры

Познакомить с правилами поведения во время 2
игры

20

«Как справиться с
задачей?»

Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и
шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В.
Б.Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся».
Упражнения на выполнение ходов.
Тренировочные упражнения по закреплению
знаний о шахматной доске.

13

2

2

21

Февраль

Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем

«Весёлый бой»

шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-

2

соревнование «Кто быстрее расставит
22

«Как

фигуры». Игра «Взятие шашки»
начинать Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья,

партию?» Цели игры
и
23

виды

ничьей.

Решение

упражнений

2

на

определение выигрыш в различное количество ходов.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
результата партии»
«Разные виды ничьей Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья,
партии».
виды ничьей. Решение упражнений на

2

выигрыш в различное количество ходов. Игра
«Главная дорога», чтение худ. литературы
Юровскй Е.М
24

Основные
приемы
борьбы на шашечной
доске
«Делаем
наилучшие ходы».

Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске. Игра «уголки»
Игра
«поддавки» Основные приемы борьбы на
шашечной доске

25.

Март

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в
том, чтобы найти для белых путь к выигрышу
или к ничьей при данной расстановке фигур.

Основные приёмы
борьбы на шашечной
доске
«Простые
комбинации».

14

2

26

Основные
приёмы
борьбы на шашечной
доске
«Основы
позиционной игры».

27

Основные

Приемы
позиционной
игры.
Основные
принципы игры. Оппозиция. Изменение
оппозиции при размене. Изолированные
шашки. Простейшие позиционные приёмы
выигрыша.

приёмы Практическое закрепление материала.

борьбы на шашечной Игра: «Самый меткий стрелок».
доске

художественной

литературы.

2

2
Чтение

Обозначение

«Комбинационные
игровых полей. Работа с диаграммой.
приёмы Ловушки в
начале партии в игре Дидактическая игра «Морской бой»
шашки».
28

Основные
приемы Знакомство
с
понятием «Связывание».
борьбы на шашечной Практическое закрепление материала. Работа с
доске «Связывание» диаграммами.

2

29

Апрель

Знакомство с понятием «Шашечные
Основные
приемы окончания». Практическое закрепление
борьбы на шашечной материала. Упражнения на выполнение ходов
доске
«Шашечные пешками. Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шашечной доске.
окончания».

2

30

«Решение
элементарных
комбинаций».

2

Практическое закрепление материала.
Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение

подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний
о шахматной доске.

15

31

Основные
приемы Знакомство с понятием «Размен».
борьбы на шашечной
Дидактическая игра «Игры на уничтожение»
доске «Размен».

2

32

«Шлагбаум».

2

33

Май

Познакомить
с
понятием
«выгодная
оппозиция». Шашечный этюд. Основные
«Достижение
выгодной оппозиции». позиции защиты Дидактические задания
«Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

2

34

«Зайкина задачка».

2

35

Викторина
Практическое закрепление материала.
«Королевство шашек» Дидактические игры «Кто быстрее построит на
доске фигуры», «Ловушки». Закрепление
шашечных терминов: поле, центр, дамка,
главная дорога, диагональ.

2

36

«Подготовка

1

37

Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с
диаграммами. Дидактические игры.

Работа с диаграммами Шашечный этюд.
Задание, заключающееся в том, чтобы найти
для белых путь к выигрышу или к ничьей при
данной расстановке фигур.

к Практическое
закрепление
материала.
соревнованиям между Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие
командами ДОУ».
с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о
шашечной доске.
«Шашечный
Практическое
закрепление
материала.
турнир»
Подведение итогов года. Соревнования между
игроками в детском саду

Итого:

1

72 ч

16

№

1

Содержание

Количество
часов

Шахматы
Занятия

Знакомство с новыми предметом, с шахматной
доской и фигурами.

2 ч.

Путешествие шахмат
по свету. Знакомство
с шахматной доской.

Знакомство с геометрией шахматной доски.

2 ч.

Изучение шахматной
нотации. Запись
позиции.

Запись положение фигур на шахматной доске.

Сентябрь
«Что за игра –
шахматы? Сказка про
великого царя и про
появление шахмат»

2

3

4

Плывут ладья по
доске. Запись
шахматных ходов.

Изучение шахматной нотации.
2 ч.

Закрепление знаний, полученных на первых
уроках. Игра на шахматной доске.
Передвижение ладьи по шахматной доске.

2 ч.

Изучение записи шахматных ходов.
Закрепление пройденного материала.

5

Октябрь

Изучение и запись ходов слона. Закрепление

2 ч.

Как ходит и как ест
шахматный слон?

пройденного материала.

6

Как ходит его
величество король и
ферзь?

Передвижение короля и ферзя.

2 ч.

7

Скачем на коне.

Обучение прыжкам коня.

4 ч.

17

Ноябрь

8

Солдаты шахматной

Знакомство со всеми правилами поведения
пешек во время игры.

2 ч.

Понятие о цели шахматной игры. Знакомство с
шахом, матом и патом.

2 ч.

доски-пешки.

9

Что такое шах, мат и
пат?

10

Как начинать
шахматную партию?

Правильная начальная расстановка фигур и их
быстрейшее развитие в начале партии. Понятие
об основных идеях дебюта.

2 ч.

11

Рокировка и всё о
ней.

Знакомство с рокировкой. Разобраться во всех
правилах и тонкостях рокировки.

2 ч.

12

Декабрь
Как записывать
шахматную
партию?

Знакомство с правильной формой записи
шахматной партии. Развитие шахматной
памяти.

2 ч.

13

Как записывать

Запись шахматной партии. Знакомство с
дебютом – испанская партия. Развитие
шахматной партии.

2 ч.

шахматную партию?
(Продолжение).
Испанская партия.
14

Основные законы
дебюта. Ловушки.

Знакомство с основными дебютными
принципами. Борьба с «Детским» матом и
другими «детскими» ловушками.

2 ч.

15

Кто сколько стоит
(ценность фигур).

Понятие о сравнительной ценности фигур.

2 ч.

16

Январь
Линейный мат. Мат
двумя ладьями.

Понятие – линейный мат. Составление плана.
Научится ставить линейный мат двумя ладьями.

2 ч.

18

17

Решение задач.

Правильное формирование задач на мат.

2 ч.

Закрепление знаний по темам «Рокировка»,
«Мат 2-мя ладьями».
18

19

20

21

Линейный мат
ферзём.

Научится ставить линейный мат ферзём.

2 ч.

Составить план действий.

Линейный мат ладьёй

Научится ставить линейный мат одной ладьёй.
Составление плана действий. Дать определение
термину оппозиция.

2 ч.

Февраль

Знакомство с геометрией шахматной доски.
Научится ставить мат методом ограничения.

2 ч.

Обучение мату двумя слонами. Правильное
планирование своих действий. Знакомство с
геометрией шахматной доски.

2 ч.

«Квадратный» мат
ладьёй.
Заплетём косичку.
Мат двумя слонами.

22

Король с пешкой
против короля.
Паровоз везёт
вагончик.

Знакомство с возможностями защиты нападения
в данном окончании. Оппозиция, «ключевые
поля».

2 ч.

23

Пешечные окончания. Знакомство с правилом «квадрата». Основные
Правило «квадрата». сведения о разыгрывании пешечных окончаний.
Решение этюдов.

2 ч.

Март
24

Знакомство

с

изолированная,

2 ч.

Пешечная структура. сдвоенная, проходная, «висячая»,
Какие бывают

блокированная, отсталая пешка, пешечная

пешки.
25

понятиями:

Пешечная структура
(рокировка).

цепь.
Значение пешек при защите рокированного
короля.

19

2 ч.

26

27

Борьба ферзя против
пешки.

Комбинации.
Двойной удар.
Апрель

28

Связка. Виды связок.

Знакомство с приёмами шахматной борьбы:

2 ч.

блокада, цугцванг, «плечо», патовые
возможности, связка, «лесенка».
Понятие о шахматной комбинации. Знакомство
с тактическим приёмом: двойной удар.

2 ч.

Знакомство учащихся с тактическим приёмом:
связка. Виды связок, фигуры, осуществляющие
связку.

2 ч.

29

Отвлечение и
завлечение.

Знакомство с тактическими приёмами:
завлечение и отвлечение.

2 ч.

30

Сильнейшие

Знакомство детей с историей борьбы за
мировую шахматную корону. Рассказ о
выдающихся шахматистах мира, об их вкладе в
развитие шахмат.

2 ч.

Продолжить знакомство с выдающимися
шахматистами мира.

2 ч.

шахматисты.
Чемпионы мира.
31

Сильнейшие
шахматисты.
(Продолжение).

3235

36

Май

Закрепление и повторение всех пройденных тем
в решение игровых этюдов и решение
Шахматные задачки.
шахматных задач.

6 ч.

Шахматный турнир

2ч

Всего:

72ч.

20

5. Годовой календарный учебный график
Содержание

Возрастные группы
дети 5-7 лет

Количество возрастных
групп
Начало учебного года
Продолжительность
учебного года
Окончание учебного
года
Продолжительность
организованной
образовательной
деятельности
Недельная
образовательная
нагрузка занятий
Объем недельной
образовательной
нагрузки (в неделю)
Сроки проведения
мониторинга

01.09.
36 недель
31.05.
не более 30 мин

2

60 минут

10.10.– 25.10.
15.05. – 30.05.

6. Организационно – педагогические условия
Игра в шашки.
Программа предполагает применение методики обучения игре в шашки на
основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского
педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же
герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает
загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается
знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски,
составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных
полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение
начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное
поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и
21

предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у
детей

развивается

познавательная

активность,

образное

и

аналитическое

мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может
сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры
поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы
общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном
направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение
сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой
ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть
определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является
то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное
сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве:
ребенок-сверстник – родитель – педагог.
Отличительной особенностью данной программы является акцентирование
внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с
«нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки.
Игра в шахматы.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, на занятиях используется материал, вызывающий
особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность
самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

22

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др. ,решение
которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об
ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого детям предлагаются темы
для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и
др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных
знаний.
7. Принципы обучения
Методические принципы:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности.
Дидактические принципы:
• Принцип деятельности: - дети добывают знания в процессе собственной
умственной деятельности.
• Принцип непрерывности:-

преемственность между всеми ступенями

обучения игре в шахматы.
• Принцип психологической комфортности - создание

образовательной

среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
• Принцип минимакса

- обеспечивается возможность продвижения

каждого ребенка своим темпом.

23

• Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира.
• Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора.
• Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.

8. Содержание программы
При обучении детей игре в шашки и в шахматы процесс обучения
проходит ненавязчиво и интересно. Знакомство детей с новым для них
материалом начинается в простой и очень доступной для их понимания форме.
Например, рассказываем детям о правилах игры в виде сказки или в
стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начинают в них
ориентироваться и перестают путаться.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как
показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто
знать правила, так как эти

игры содержит в себе много разного рода

трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо
научились играть нужны систематические занятия, которые заключают в себе
минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей происходит поэтапно, по принципу : от
простого к сложному. Сначала детей нужно знакомим детей с историей
возникновения этой игры, затем демонстрируем им доску, фишки, фигуры
черного и белого цветов, после чего учим правильно расставлять их на игровом
24

поле, объясняем, почему все фигуры ставятся только на свои места и так далее.
Необходимо также четко сформулировать суть игры. После того, как дети
усвоили общие сведения о шашках и шахматах, приступаем к знакомству с
основными правилами игры. Я предлагаю свой стихотворный вариант, который
очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
Играть в шашки и в шахматы ребенку нужно не только с игроками
сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его,
подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на
дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время
от времени хвалить ( за победу, даже за один верно сделанный им ход ), и
никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание
вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть
может, другими играми соревновательного характера.
Играя в шашки и в шахматы, ребенок учится логически и абстрактно
мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед.
Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные
решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он
сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо
научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не
огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он
тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить
ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите.
Педагог на протяжении

всего

времени

занятий

должен

доносить и

подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в
шашки и в шахматы, нужно много тренироваться и относиться к этому делу
серьезно и ответственно.

25

На занятиях обучения детей игре в шашки и в шахматы учим детей уметь
мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать
правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько
шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из
множества ходов выделять самый верный и целесообразный.
Подводим итог всего курса обучения проведением итогового соревнования
между детьми, где им вручаются дипломы.
9. Условия реализации
Методическое обеспечение
- Карточки-дебюты
- Опорные схемы
- Компьютер (в домашних условиях) - наличие кабинета.
- набор шашек и шашечных досок
- простой карандаш
- линейка
- бумага для рисования.
- шахматные доски с набором шахматных фигур;
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы;
- дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ”
разрезные шахматные картинки.
- кубики с картинками шахматных фигур.
Интернет сайт для любителей шашек:
http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php

26

-

10. Список литературы.
1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек.
Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.
2. Бодров И.М., Высоцкий В.М.. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на
две.- М.: Владос, 2001
3.Гарет Уильям. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире.
М. Терра. 1998 г.
4.Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007
5. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник
старшего воспитателя. № 8\август 2011
6.Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное
пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ.
М.. ПОМАТУР. 2000г.
7. Сухин И.Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.
8.Сухин И. Г. «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение
«Духовное возрождение», 2003 г.
9.Сухин И. Г «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное
возрождение», 2003 г.
10. Сухин И.Г."Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", М.:
Новая школа, 1994.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».