Дополнительная общеобразовательная программа "Тхэквондо"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 371 г.Челябинска» (МБДОУ «ДС №371 г.Челябинска»)
454087, г. Челябинск, ул. Некрасовская, 17 тел./факс: 8 (351) 269-10-45, e-mail:
mdouds371@mail.ru

ПРИНЯТА:
на заседании педагогического
совета МБДОУ «ДС № 371
г. Челябинска»
«_____»_____20___ года
Протокол №________

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МБДОУ «ДС № 371
г. Челябинска»
__________________/Ю.О.Леер/
Приказ № ______ от «___» ____ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Тхэквондо»
Срок реализации: 1 год
Направленность: физкультурная
Возраст обучающихся: 4 – 7 лет

Состовитель:
Дакенова Арайлым Мухитовна

Челябинск, 2023

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы дополнительного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, выделяя одну из образовательных областей «Физическое развитие», уточняет ее задачи и содержание: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнении,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также
с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными
нормами и правилами здорового образа жизни.
Тхэквондо является уникальной системой физического психологического воспитания. Нынешнее тхэквондо совмещает древние принципы единоборств и методы тренировок с направлениями развития современного олимпийского вида спорта. Тхэквондо как
боевое искусство воплощает в себе методы работы над собой, когда занимающегося учат
побеждать не только противника, но и свои слабости и недостатки; через физическое совершенствование к развитию воли и владения собственными мыслями и чувствами. Боевое искусство в данном контексте понимается как превращение тренировки в творческий
процесс самопознания и саморазвития.
Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет направлена создание
условий для целостного развития детей (физического, психического, ментального) развития компетентностей у детей в соответствии с целевым ориентирам ФГОС дошкольного
образования (деятельностной, социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей).
В процессе освоения тренировочного комплекса тхэквондо, специальных комплексов формальных упражнении, имитирующие реальный поединок обучения технике, тактике ребѐнок обучается ставит цель, отбирать необходимые средства для еѐ осуществления,
определять последовательность действий; делать выбор и принимать решение; прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия (свои, других), что является содержанием деятельностной компетентности детей дошкольного возраста.

Социальная компетенция детей проявляется в способности детей устанавливать и
поддерживать отношения со сверстниками, старшими младшими. Дети учатся уважать
старших родителей, тренера, учителя.
Коммуникативная компетентность ребенка выражается в проявлении и развитии
способности выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задавать вопросы и аргументирует свою точку зрения. Ребенок начинает осознавать себя частью коллектива, начинает считаться не только со своим мнением, но и мнением окружающих, вырабатываются навыки поведения, согласно ценностям, принятым в данном
сообществе.
Информационная компетентность проявляется в следующем: в процессе занятий у
ребѐнка формируется интерес к боевым искусствам как к видам спорта,
что способствует обращению его к активному использованию источников знаний
(взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).
Здоровьесберегающая компетентность проявляется в осознании детьми пользы
движений, в освоении культурных практик в реализации потребности в двигательной активности, B проявлении жизнерадостности, уверенности, психологического комфорта.
Программа по тхэквондо для детей дошкольного возраста способствует общему укреплению ребенка, а в некоторых случаях и оздоровлению. Такими примерами могут служить,
исправление осанки ребенка, укрепление дыхательной системы при астме, укрепление
иммунной системы часто болеющих детей. Программа способствует развитию таких качеств личности как ответственность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.
Оригинальность программы заключается в личностно-ориентированном подходе
по освоению учебного материала, обуславливающий развитие у обучающихся целостной
системы ориентаций, a так же, использованием игровых форм тренировок (имитационных
игр, например, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, игр-этюдов, направленных на формирование умений логически предвосхищать атакующие действия соперника).
Цель дополнительной образовательной программы: воспитание физически здоровой личности ребенка 5-7 лет средствами становления технико- тактического мастерства в
тхэквондо.
Задачи дополнительной образовательной программы:
1. Расширение знаний и представлений, необходимых для организованных и самостоятельных занятий по тхэквондо.
2. Развитие потребности в здоровом образе жизни средствами физкультуры и

спорта.
3. Воспитание настойчивости в достижении цели.
4. Развитие скоростно-силовых качеств через освоение тактик и приѐмов Тхэквондо.
Возраст детей, участвующих в реализации и данной дополнительной образовательной программы: 5-7 лет (Тхэквондо является сложно координационным, где двигательной
базой являются гимнастические и акробатические упражнения, основу которых желательно закладывать в возрасте 5-7 лет). Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса) - 2 года (5-6,6-7). Занятия проходят в дневное время, два раза в
неделю длительность 20-30 минут. Группы комплектуется с учетом желания родителей и
детей. Наполняемость группы 10-15 человек. Занятия осуществляются в формах: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Педагогические принципы:
• принцип вариативности, обосновывающего планирование учебного материала B
соответствии C возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения;
• достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала,
обеспечивающего развитие познавательной и двигательной активности детей;
• соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода знаний в практические навыки и умения;
• учет половой идентификация детей при повышении уровня развития скоростносиловых качеств дошкольников;
• взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее формированию физической активности мальчиков и девочек.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
• Интерес к занятиям тхэквондо (ВТФ) детей дошкольного возраста.
• Наличие общих представлений о тхэквондо (ТФ).
• Освоение правил поведения в спортивном зале.
• Развитие базовых техник: удар рукой (прямой удар рукой «апджумок»), ногами
(прямой удар ногой «ап чаги», боковой удар ногой «дольо чаги»).
• Сформированность умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании.
• Высокий уровень координация движений, гибкости.
• Дисциплинирован, ответственен, настойчив, терпелив.

• Развитая в Соответствии с возрастом саморегуляция деятельности и собственных
эмоций.
• Сформированы умения выражать своѐ мнение договариваться, проявлять
уважение к мнению другого, приходить к согласию, эмоционально отзывчив;
• Приобретение соревновательного опыта в тхэквондо, так и в других видах спорта.
Педагогический контроль направлен на учѐт тренировочных и соревновательных
нагрузок, оправление различных сторон подготовленности детей, выявление возможностей достигнуть запланированный спортивный результат, оценку поведения ребѐнка на
соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выступления на внутренних, городских, окружных и Российских соревнованиях;
открытые занятия для воспитателей и родителей.
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Год обучения

Минимальный

Число учащих-

Кол-во учебных Количество

возраст зачис-

ся в группе

часов в неделю

ления
Младшая груп-

учебных часов
в год

4-5

До 15

2

72

Старшая группа 5-6

До 15

2

72

6-7

До 15

2

72

па

Учебно-тематический план занятий
Этапы подготовки
№

Раздел подготовки

1 этап
4-5

2 этап
5-6

6-7

4

4

50

38

32

14

28

34

Модуль 1. Теоретическая подготовка
1

Знания и представ-

6

ления о физической культуре
Модель 2. Практическая подготовка
2

Общая физическая
подготовка

3

Технико-

тактическая подготовка
Контрольные ис-

4

2

2

2

72

72

72

пытания
Общее количество часов

3.СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Содержание занятий строится учѐтом особенностей психического и физического
развития детей.
Теоретическая подготовка (проводится как элемент практических занятий в игровой форме). Цель: вырабатывать у детей умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Примерное тематическое планирование
№

Название темы

Краткое содержание темы

1.

«Я и моѐ здоровье»

Строении тела человекаего основные части, их
назначении, правила ухода за ними.

2.

«Со здоровьем дружен

Понятие о физической культуре и спорте. Формы фи-

спорт»

зической культуры. Физическая культура как средство
воспитания трудолюбия, воли и жизненно важных
умений, и навыков.

«Солнце, воздух и вода-

Значение и основные правила закаливания. Закалива-

наши лучшие друзья»

ние воздухом, водой, солнцем.

4.

«День рождения спорта»

Рождение и развитие конкретного вида спорта.

5.

«Мы ими гордимся»

Выдающиеся отечественные тхэквондисты: чемпионы

3.

и призеры чемпионатов, достижения выдающихся
спортсменов.
6.

«Мы - бойцы Тхэквондо»

Спортивная тренировка: роль спортивного режима и
питания; физические упражнения: подготовительные,
общеразвивающие и специальные упражнения.

7.

«Мама, папа и я – мы

События спортивной жизни семьи, спортивного клуба

спортивная семья»

родителей.

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка включает в себя:
строевые порядковые упражнения (построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания), обеспечивающие развитие программированной координированности;
общеподготовительные упражнения (координационные).Упражнения на расслабление: из
наклона туловища вперед приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из наклона туловища в
стороны - встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно
висящими рукам при поворотах туловища; из стойки на одной ноге на скамейке свободные
покачивания, встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки
вверху расслабление мышц рук, туловища и ног до положения присев согнувшись; Дыхательные упражнения: синхронное чередование акцентированного вдоха (короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой 1 вдох в секунду); повороты головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным вдохом; движения
головы вверх-вниз с одновременным вдохом; наклон туловища вперед с одновременным
вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперед и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентированными вдохами на каждое движение одной
ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый
подъем ноги; выпады в стороны; шаги на месте с вдохом на каждый выпад; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение. Комплексные упражнения: кувырки вперед и назад, правое и левое колесо, катание «брѐвнышком». Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; с переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, с набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях. Спортивные игры: баскетбол, гандбол, регби, футбол ознакомление с основными элементами техники, тактики правилами соревнований; двусторонние игры, игры по упрощенным правилам.
Технико-тактическая подготовка (Специальная подготовка (СФП)) в олимпийском тхэквондо ВТФ.
Основная работа СФП строится на подводящих упражнениях различного характера.
Специальные упражнения из других видов спорта скоростно-силовой направленности с
преимущественной работой пояса нижних конечностей и, собственно, ног (спринтерский
бег, прыжки, гимнастика, футбол, единоборства и другие). В целом СФП в олимпийском
тхэквондо ВТФ можно разделить по критерию количества участников упражнения.
Индивидуальная работа: индивидуальные подводящие упражнения.

Упражнения с партнером: выполнение различных заданий в парах, основу которых
составляют подводящие упражнения. Основные стойки: чумби соги, нарани соги, гунун
соги, чарѐт соги, нуиндзя соги, анун соги.
Групповые упражнения: подводящие упражнения, выполняемые как группой целиком, так и по подгруппам, упражнения в тройках. Специализированные игровые комплексы
Игры в касания. Сюжет игры, ее смысл кто быстрее коснется определенной части
тела партнера. Если рассматривать использование игр применительно к олимпийскому
тхэквондо ВТФ, то это означает, прежде всего, заставить играющего не только быстро перемещаться вперед-назад, в разные стороны в манере, характерной для олимпийского тхэквондо ВТФ, но и конструировать в дальнейшем «двигательные фазы», присущие реальному соревновательному поединку. Игры в касания рассматриваются как упражнения,
способствующие развитию целой серии качеств и навыков: видеть партнера, распределять
и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.
Известно, что существует несколько основных зон для соприкосновения частей тела соперников. В игре эти зоны можно ограничивать или расширять. Но для того чтобы
максимально приблизиться к поединку, необходимо коснуться строго определенных точек
(частей тела), защита которых вызывает определенную реакцию у занимающихся принятие позы и выбор способа действий. По мере накопления юным спортсменом опыта достижения цели, он, однажды сблокировав одну из рук соперника даже случайно, сам приходит к понятию «блокирования». Последнее является одним из видов действия, довольно
часто встречающегося в олимпийском тхэквондо ВТФ.
Игры в касания систематически и постепенно подводят занимающихся к выбору
выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Обычно новички
отдаляют ту часть тела, которой должен коснуться партнер, и сосредотачивают внимание
на определенных движениях, а также частях тела соперника. Необходимость защищаться
от касания головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча повернуться влево, приняв
правую стойку. На данных примерах становится понятным, что игровые комплексы составляются по принципу: убрать ту часть тела, которой угрожает касание, заставить в серии игр принимать нужную позу, действовать в определенной манере.
В период ознакомления игры проводятся по всей площади зала. По мере их освоения пространство (круги, квадраты, за пределы которых выходить запрещается) ограничивается. Более подготовленный партнер касается обусловленного места одной рукой, полу-

чивший фору любой рукой. Более подготовленный партнер касается обусловленного места
любой рукой; партнер, получивший фору, — любой рукой любого из двух мест касания.
Предлагаемые опорные варианты игр могут быть использованы на протяжении всего урока или отдельных его частей,
Следует не забывать, что они могут успешно проводиться в залах без мягких покрытий, на открытых площадках и т. п. при условии запрета падений, поворотов, приемов
с падением.
Игры в теснения. Умелое использование игр в касания с постепенным переходом к
элементам теснения соперника учит спортсменов пониманию психологического состояния
конкурентов, умению использовать их слабые стороны, приучает не отступать, «гасить»
усилия соперника, перемещаться и действовать в ограниченном пространстве. Теснение
это уже соревнование, противоборство. Итак, игры с заданием теснить соперника являются базовой подготовкой к овладению элементами тхэквондо ВТФ.
Игры в теснение являются первым практическим шагом в воспитании сильного,
мужественного характера подростка в самом начале его спортивного пути. Очень важно,
чтобы преподаватель в доступной форме объяснил значимость игр-заданий, создал соответствующую атмосферу и условия для освоения игрового материала.
Игры за сохранение равновесия в разных исходных положениях: в положении руки
за спину стоя на одной ноге толчками плечом и туловищем вытолкнуть партнера с определенной площади или добиться потери равновесия; в положении сидя, сидя на корточках,
стоя на одной ноге - толчками ладонями в ладони партнера вытолкнуть его с определенной
площади или заставить потерять равновесие; стоя на скамейке, сидя на гимнастическом
коне, парами с Сидящим на плечах - толчками руками добиться потери равновесия соперника.
Игры за овладение обусловленным предметом (мяч, палка, булава, манекен и т. п.)
для формирования навыков маневрирования сохранения позы, совершенствования атакующих и защитных действий, развития скоростных и скоростно-силовых качеств.
Основные стойки: Чумби соги, нарани соги, гунун соги, чарѐт соги, нуиндзя соги,
анун соги.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма организации подготовки тхэквондистов
Ниже приводится примерная форма организации технико-тактической и функциональной подготовки тхэквондистов, которые могут посвятить ей значительный временной
промежуток.
Часть УТЗ

Содержание тренировки

Подготовительная Общая часть

Разминка дыхательные упражнения

часть

Специальная часть

Подводящие для работы в основной части

Основная часть

Общая часть

Повторение пройденного материала

Специальная часть

Обучение новым двигательным действиям

Заключительная

Упражнения на дыхание и расслабление

часть
3.3. Схема УТЗ (учебно-тренировочного занятия)
Подготовительная часть организация тренирующихся (построение определение задач тренировочного занятия упражнения на внимание) подготовкой организма к предстоящему изучению (повторению) материала в основной части занятия совершенствованием навыков и развитием двигательных качеств. Здесь применяем главным образом ОРУ
(общеразвивающие упражнения) специальные упражнения подвижные игры и эстафеты.
В основной части проводится обучение | технике тактике развитие физических качеств и воспитание волевых качеств. На каждом занятии решаются 3-4 задачи, одна из которых главная. В зависимости от этого мы подбираем средства и распределяем время на
отдельные упражнения.
В задачу заключительной части входит организованное завершение занятия. Применяются упражнения на расслабление используются дыхательные упражнения и упражнения на внимание. В конце занятия мы подводим его итоги и определяем задания для самостоятельной работы дома.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Модуль1. Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка у детей 4-7- лет имеет специфический характер, и проводится как элемент практических занятий в игровой форме, а также в виде тренингов непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия
органически связаны с физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой.
Важнейшее значение B данном возрасте имеет визуализация тренировочного процесса. Поэтому в разделе теоретических занятий включены методы наблюдения за старшими по возрасту и уровню подготовки занимающимися, просмотр соревнований вживую,
яркое, красочное видео с фрагментами фильмов по теме.
В процессе таких занятий используются активные методы обучения: проблемные
вопросы, задания, метод анализа конкретных ситуаций, чтение схем.
Модуль 2. Практическая подготовка предполагает обучение двигательным действиям, применяемым в тхэквондо: ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения, в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлени-

ях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения
в положении сидя и лежа: упражнения для стоп: упражнения для ног в положении лежа;
упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины
в положении лежа на животе. Упражнения на растяжку: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; полуприсед для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Тренировочные задания на «проигрывание» ситуаций, например, по преодолению блокирующих действий и их использованию, осуществлению реализации атакующих
действий на фоне давления или теснения соперника, формированию навыков ведения единоборств в необычных условиях его начала и продолжения. Каждый комплекс тренировочных заданий моделирует фрагменты, эпизоды поединка, искусственно расчлененного
для освоения, с последующим объединением. Специализированные игровые комплексы,
спортивные игры и упражнения.
Методические приѐмы
Анализ. Тренер проводит теоретический И практический разбор отрабатываемого
действия на примерах из / соревнований, тренировок, демонстрируя фотоснимки, кинограммы, кинокольцовки и др. Этот прием используется также с целью применения других
методических приемов.
Акцентированное внимание. Тренер сосредоточивает внимание занимающегося на
выполнении определенного элемента приема или фрагмента боя. Этот методический прием используется в тех случаях, когда трудно выделить отрабатываемый элемент.
Эпизод боя. Тренер организует отработку такой характерной части боя, в которой
спортсмен уступает своим противникам (маневрирование по даянгу и туловищем, использование контактной защиты, сближение с противником, навязывание ближнего боя, выход
из него, переходы от защиты к атаке и наоборот, применение серийного боя и т. д.).
Метод эпизодов позволяет отрабатывать целые тактико-технические комплексы,
включая тактическую подготовку проведения приемов. При этом используется метод повторений в условиях учебного боя.
Дифференцирование. Тренер организует внимание упражняющегося таким образом, чтобы он сам определял момент благоприятной ситуации в бою и своевременно применял необходимые действия. Партнер выполняет движения, периодически повторяя ситуации, на которые упражняющийся должен реагировать. Далее партнер использует ситуации, близкие к отрабатываемым. Упражняющийся выбирает наиболее подходящие и
вносит необходимые поправки в проведение приема.

Такой методический прием используется в специальных упражнениях с партнером,
в учебных схватках и способствует формированию навыков готовности к выполнению
нужных действий.
Фиксация. Преподаватель определенным сигналом (свисток, хлопок, команда
«Стоп!») останавливает бой в тот момент, который нужно разобрать. Нужный момент при
необходимости можно воспроизводить намеренно, не дожидаясь, пока он встретится в
бою.
Утрирование. Тренер умышленно выполняет действие с ошибкой и наглядно показывает, к чему это может привести в бою.
Дополнительный ориентир. Тренер помогает правильно выполнить прием или сочетание приемов, используя слуховые, зрительные и кожные анализаторы упражняющихся. При этом для своевременного начала движения используют касание, свисток или хлопок. Многие тренажерные устройства в тхэквондо построены на принципе использования
зрительных и слуховых раздражителей.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на одну
группу):
1. Видео с записями исполнения техники ударов;
2. Технические средства: прибор для измерения быстроты удара, секундомер, теле-,
аудио-, видеотехника, фотоаппарат, видеокамера.
3. Спортивный инвентарь: додянг, боксерский мешок, лапы, ракетки, резина-жгут,
утяжелители, экипировка спортсмена.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение
мотивации и поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. - М.. Педагогика, 1972. — С. 7-44.
2. Голицына Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. - М., 2006.
3. Бриль, М. С. Опыт и перспектива применения подвижных игр в начальной подготовке юных спортсменов // Респ. науч.-метод. конф. по проблеме использования подвижных игр в физ. воспитании пионеров и школьников, посвященная 50-летию пионерской организации имени В. И. Ленина. - Минск: [б. и.], 1972. — С. 78-79.
4. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М.. Физкультура и спорт, 1982. — 224 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Вопросы
психологии. — 1966. — No 6. — С. 62-76

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В.
Давыдова. - М.. Педагогика, 1991. - 30с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред.
Д. Б. Эльконина. - М.. Педагогика, 1984. — 432 с.
8. Кобелев, Я. К. Подвижные игры, как средство подготовки юных дзюдоистов / Я.
К. Кобелев, М. Н. Рубанов, К. Д. Чермит // Спортивная борьба: ежегодник. - М.. [б. и.],
1985. - С. 25-27.
9. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: [учеб. пособие для ин-тов физ.
культуры] / Л. П. Матвеев. - М.. Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.. ил.
10.Матвеев, Л. П. Общая теория спорта: учеб. для заверш. уровня высш. физкульт.
образ. / Л. П. Матвеев. - М.. 4-й филиал Воениздата, 1997. — 304 с.. рис., табл.
11. Миронов, М.А. Психологические аспекты работы с юными тхэквондистами /
М.А. Миронов // Материалы Всероссийской научной конференции 15-16 июня 2011
r.2011.-C. 73-77.
12. Миронов, М.А. Психологические характеристики юных тхэквондистов и их
подготовленность /М.А. Миронов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - No1. - С. – 32-34.
13. Миронов, М.А. Связь психологических и психофизиологических характеристик
с успешностью защитных действий юных тхэквондистов / М.А. Миронов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - No1. - С. 12-14.
14.Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. – М.,2006. -116с.
15.Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая
теория и ее практические приложения В. Н. Платонов. Олимпийская литература, 2004. 808 с.
16. Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду. - М., 2000. —79с.
17.Сафонкин, С. Н. Таэквон-до / С. Н. Сафонкин; С.-Петерб. Гос. Акад. Физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб.. [б. и.], 2001. - 182 с.
18.Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника»,2005. — 68с.
19.Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду. - М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2005. -37с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».