Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 371 г.Челябинска» (МБДОУ «ДС №371 г.Челябинска»)
454087, г. Челябинск, ул. Некрасовская, 17 тел./факс: 8 (351) 269-10-45, e-mail: mdouds371@mail.ru
ПРИНЯТА:
на заседании педагогического
совета МБДОУ «ДС № 371
г. Челябинска»
«_____»_____20___ года
Протокол №________
УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МБДОУ «ДС № 371
г. Челябинска»
__________________/Ю.О.Леер/
Приказ № ______ от «___» ____ 20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ТАНЦЕВАЛЬНОЕ АССОРТИ»
Срок реализации: 1 год
Направление: художественно-эстетическое
Возраст обучающихся: 3 – 7 лет
Челябинск, 2023
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы
«Танцевальное ассорти»
Автор-составитель программы Бабикова Валерия Игоревна
Уровень программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Тип программы
Адаптированная (методическая разработка
« Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной
Образовательная область
Профильная (хореография)
Направленность программы
Художественная
Способ освоения содержания
образования
Репродуктивный, творческий
Уровень освоения содержания
Общекультурный
образования
Возрастной уровень
реализации программы
3-7 лет
Форма реализации программы Групповая
Предельная наполняемость
группы
15 человек
Продолжительность
реализации программы
1 год
2
Содержание
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Принципы, методы и возрастные особенности
Организация образовательного процесса
Структура, виды и типы занятий дошкольной общеразвивающий программы
Планируемые результаты по годам обучения
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Содержание образования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Третий и четвертый год обучения (1-2 год)
Содержание образования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Третий и четвертый год обучения (3-4 год)
Механизм отслеживания результатов
(Мониторинг эффективности образовательного процесса)
Материально-техническое обеспечение программы
Приложения
1. Календарный учебный график
2. «Мониторинг результатов обучения воспитанника по дополнительной
образовательной программе» (Карта 1)
«Мониторинг личностного развития воспитанника в процессе освоения
дополнительной образовательной программы» (Карта 2)
«Реализация творческого потенциала воспитанников» (Карта 3)
4
4
4
5
6
7
8
11
12
12
17
21
22
23
3
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа «Танцевальное ассорти» имеет художественную направленность и составлена в
соответствии с:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»
Федеральный закон от 29декабря2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
Санитарные правила СП 1.2.3685-21 от 28.01.2021 г. «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, зарегистрировано в Минюсте
России 29января 2021 г., регистрационный № 62296);
Устава МБДОУ «Детский сад № 371 г.Челябинска» и другими локальными актами
образовательного учреждения;
Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. (Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Министерства образования и науки России (от 11.12.2006г. №06-1844)).
В основу положена программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И. Бурениной,
рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы
воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Обучение детей по программе «Танцевальное ассорти», предполагающей изучение основ
танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы
и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и
культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам
возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащѐнное соприкосновением с
этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и развиваться не только физически, но
и духовно.
1.2. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
4
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку,
песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный,
эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно
детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов
спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор,
безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца
исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки,
многообразие еѐ жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется
опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация
движений и ориентация в пространстве.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо
продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения,
заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная
организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои
творческие способности.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая
возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в
игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В
музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии
многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований
Программы.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же
необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной
культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены
его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать
такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом
заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в
течение многих веков.
Предлагаемая Программа сориентирует педагогов на работу с детьми, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры
и привитие начальных навыков в искусстве танца.
1.3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель программы: активизировать творческие способности у детей через развитие
музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи программы:
Образовательные:
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
5
- расширить музыкальный кругозор, пополнение словарного запаса;
- сформировать умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший
ритмический рисунок;
- сформировать умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой,
и музыкальными фразами.
Развивающие:
- развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности
движений;
- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки,
динамикой;
- координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- приобщение к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного
эмоционального настроя;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
- понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на
французском языке.
1.4. Принципы, методы и возрастные особенности
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками
возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учѐтом возможностей ребѐнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы
пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая
ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе
игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления
о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагогрежиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария
головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя
высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкальноритмического движения.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при
реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь,
6
развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на
следующих принципах:
- развитие воображения ребѐнка через особые формы двигательной активности
(изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации
ребѐнка и способность на определѐнном этапе изучения танцевальных движений не только
узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях
танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при
постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Возрастные особенности:
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и тот же
учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения может
использоваться в различных пропорциях.
1 год обучения: 3-4 года
2 год обучения: 4-5 лет
3 год обучения: 5-6 лет
4 год обучения: 6-7 лет
Возрастные особенности детей диктуют методы и средства обучения. Ведущий
деятельностью в этом возрасте является игра, это определяет метод обучения. В результате
игрового процесса возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка.
Здесь существует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство
превращения. Игра развивает в детях творческие способности, что необходимо для высокого
исполнительского уровня танцевальных номеров. Немаловажен эмоциональный фактор,
который роднит игру с искусством. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе
определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей
жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
1.5. Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на четыре года обучения для детей 3-7 лет. Образовательный процесс
построен в форме групповых занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут с 9.30
часов до 11.00 часов и с 15.30 до 17.00.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Танцевальное ассорти»
Год обучения
Время
обучения
Продолжительность
занятия
1 год обучения
(3-4 года)
2 год обучения
(4-5 лет)
3 год обучения
(5-6 лет)
4 год обучения
(6-7 лет)
9.30-10.00
15.30 – 16.00
10.00-10.30
16.00 - 16.30
10.30-11.00
16.30 – 17.00
10.30-11.00
16.30 – 17.00
30 минут
Периодичность Кол-во
в неделю
часов в
неделю
2 раза
1 час
Кол-во
часов
в год
34 часа
30 минут
2 раза
1 час
34 часа
30 минут
2 раза
1 час
34 часа
30 минут
2 раза
1 час
34 часа
1.6 Структура, виды и типы занятий дошкольной общеразвивающий программы
7
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и
начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера,
воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в
которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия - музыкальноритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие
задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой
части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в
основной части занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по
координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе;
постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в
основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни
из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп –
умеренный.
Виды и типы занятий:
занятия проводятся с применением различных структур:
I. Традиционное занятие
II. Тематическое занятие
III. Сюжетное занятие
IV. Игровое занятие
V. Занятие - импровизация
Ниже приводится краткая характеристика каждому виду занятия.
I. Традиционные занятия делятся на:
- обучающие;
- закрепляющие;
- итоговые.
1. Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение
начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием
его исполнения. На занятии может быть введено не более 2-3 комбинаций.
2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 34 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из
ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра
между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или
как бы помощника педагога.
3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь
выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
II. Тематическое занятие
Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие
гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.
На занятии используются:
1. Основные виды движений:
а) ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и
назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба
гусиным шагом и др.;
б) бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички»,
«ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку») и др.;
в) прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой
галоп – «лошадки», подскоки и др.
8
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц:
упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений,
координации рук и ног.
2. Плясовые движения:
– элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное
выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног,
полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.;
- разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а
также разучивание музыкально-ритмических композиций.
III. Сюжетное занятие
Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных
сказок.
В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образноигровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений
или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых
ситуациях)
Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным – персонажем сказок.
Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в
которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка».
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную
часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в
начале занятия перед детьми.
Можно использовать следующие сюжетные темы:
«На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок»,
«Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель».
IV. Игровое занятие
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей.
Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в
пространстве.
Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения.
Характер упражнений соответствует теме, предлагаемой педагогом по типу зарядки.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части используются музыкально-ритмические композиции,
соответствующие данной теме занятия.
Можно использовать следующие темы игровых занятий:
«В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В
гости к Чебурашке» и др.
Возможно итоговое занятие, которое проводится в виде диагностики развития
музыкальных и двигательных способностей по всем видам деятельности музыкального
движения, усвоенному в какой-то определенный отрезок времени: например,
гимнастический комплекс, элементы русского народного танца, ритмические рисунки и т. д.,
для достижения наибольшей эффективности результатов необходима строгая продуманность
каждого занятия, отдельных его частей, использование широкого арсенала методических
приемов обучения, индивидуальный подход.
V. Занятие - импровизация
9
На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на
тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику
своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Занятие-импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты
двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что
способствует творческому мышлению, воображению и фантазии.
Занятие-импровизация проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить
импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих
способностей детей.
Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не
переутомлять детей большим количеством материала, избегать однообразных заданий.
Занятия должны приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей,
раскрывать их творческий потенциал. Надо шире привлекать их к показу движений,
объяснению двигательных заданий и правил игры, оценки деятельности друг друга.
Этапы процесса обучения:
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления
об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует
упражнения, у дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая
педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для
формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую
ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое
значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками,
ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может
закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например,
разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального
характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего
формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно
разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например:
изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения
вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления
ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз,
закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и
совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к
уточнению
двигательных
действий,
пониманию
закономерностей
движения,
усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение
упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим
этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в
исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это
способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
10
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного
навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у
детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня,
выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и
формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда,
когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными
упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и
подготовленности детей.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства,
осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный
материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
- соответствие возрасту;
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах
народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и
навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие
способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
1.7. Предполагаемые результаты обучения
В результате обучения по данной программе у детей будут сформированы:
- специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства;
- творческая индивидуальность учащегося, интерес к танцу, сформируется целостное
отношение к действительности;
- общее физическое развитие, а также здоровье учащегося.
Должны знать:
1. Начальные понятия музыкальной азбуки (ритм, такт, музыкальная фраза)
2. Понятие «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг».
3. Основные положения рук, основные позиции ног, положение корпуса и головы.
4. Понятие «Танцевальный образ»
5. Понятие «Вытянутая стопа»
Должны уметь:
1. Ориентироваться в хореографическом классе, делать простейшие перестроения.
2. Ритмично двигаться, передавать хлопками и притопами ритмический рисунок.
3. Исполнять небольшие танцевальные комбинации под руководством педагога.
4. Исполнять комплекс растяжки под руководством педагога.
5. Исполнять простые движения (танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг галопа
боковой, приставной и переменный шаг, бег с высоким подниманием бедра и т.д.)
6. Импровизировать на заданную тематику.
1.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
В конце каждого полугодия проводятся итоговые занятия, где дети показывают результаты
своих достижений родителям. Для отслеживания результатов обучения детейпо
11
дополнительной общеобразовательной программе, результатов личностного развития
обучающихся,
реализации
творческого
потенциала
детей
используется
мониторингэффективности образовательного процесса (см. пункт 4.).
2.Содержание образования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Первый и второй год обучения (1-2 год)
1.Вводное занятие:
Знакомство с залом, рассказ о правилах поведения на занятиях, начальная диагностика на
элементарных заданиях.
2.«Ее Величество Музыка!» (Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
2.1Характер музыкального произведения.
Узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес
изобразительного характера и выражение этого в эмоциях, движениях: «Зайка»,
«Птички», «Мишенька-медведь», «Барабан», «Лошадки»
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную:
«Веселый и грустный зайка», «Чебурашка».
Создание заданного образа: воробей весело перелетает с ветки на ветку,
раненый воробей, котик заболел, котик играет, игры «Жуки и бабочки», «Большая
птица и маленькие птички»
2.2Темпы музыкальных
произведений (быстрый,
медленный).
Слушая музыку, определить ее темп (в движении).
Творческое задание: изобразить зайку, мышку, лисичку, медведя
Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
2.3Динамические оттенки (громко, тихо)
Слушая музыку, определить динамические оттенки (в движении).
Творческое задание: изобразить хлопками (или пальчиками) дождь стучит по крышам
(громко); дождь моросит (тихо).
Игра «Тихо и громко».
2.4Ритмический рисунок.
Воспроизведение хлопками и притопыванием простого ритмического рисунка
(быстро и медленно)
Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
3.«Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
1.
Развивать внимание
2.
Развивать координацию движений
3.
Развивать зрительную и слуховую память
4.
Подготовить детей к исполнению более сложных элементов
Содержание:
3.1Комплексы игровой ритмики «Как говорят животные», «Морское путешествие»,
«Лошадка», «Зоопарк».
3.2Движения рук («Путаница», «Мотор», «Плывет рыбка»).
3.3Движения ног («Топотушки», «Переходим через лужу»).
12
4.«Игровой стретчинг»
Задачи:
1.
Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат
2.
Улучшать эластичность мышц и связок
3.
Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат
Содержание:
4.1Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад:
«Змея», «Кошечка».Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
наклона вперед: «Рубим дрова», «Горка», «Черепаха», «Веточка», «Гребцы».
4.2Упражнения на укрепление позвоночника и плечевого пояса путем поворотов туловища и
наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Лисичка», «Часики».
4.3Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница», «Ветер,
ветерок».
4.4Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Утюжок».
4.5Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка»,
«Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
4.6Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок»,
«Ласточка».
4.7Композиция «Растет цветок».
5.«Азбука танца»
Задачи:
1.
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
3.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
1. Ходьба:
- бодрая,
- спокойная,
- на носках,
- топающим шагом,
- ходьба на четвереньках
2. Бег:
- легкий,
- ритмичный,
- передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки»)
3. Прыжки:
- на двух ногах вместе,
- с продвижением вперед,
- прямой галоп («лошадки скачут»).
4. Постановка корпуса
5.Позиции ног: I-я, VI-я
6. Подготовка к изучению позиций рук (этюд «Воздушный шар»)
7.Танцевальные положения рук:
- на поясе,
- за юбочку,
- за спиной,
- на поясе в кулачках.
8. Танцевальные движения:
- поочередное выставление ноги на пятку,
- поочередное выставление ноги на носок,
- пружинки,
13
- притопывание одной ногой,
- притопывание двумя ногами.
6. Партерная гимнастика.
Задачи:
1.Развитие общий пластики
2.Развитие общей пластики
3.Развитие силы и эластичности всех комплексов мышц
Содержание:
Гимнастика предполагает комплекс гимнастических упражнений на ковриках:
1.Упражнения для развития выворотности в тазобедренном суставе;
2.Упражнения для развития исправления асимметрии лопаток;
3.Упражнения для развития выворотности и подвижности в коленных и голеностопных
суставах;
4.Упражнения для поясницы;
5.Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лежа на спине, ноги
вытянуты в коленях;
6.Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лежа
на спине, ноги вытянуты в коленях;
7.Подъем вытянутой ноги вперед и в сторону, лежа на спине;
8.Упражнение для развития выворотности: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, развести
в стороны, пятки вместе;
9.Упражнения на растяжку;
10. «Лягушка». Растяжка мышц ног. Надавливание на раскрытые колени ног, стараемся
постепенно положить ноги на пол.
11.Колени подтягиваем к себе и возвращаемся в исходное положение.
12.«Березка» - с подъемом тазобедренного сустава вверх, а также при оставлении на полу.
Дополнение к «березке» - ноги за головой.
13.На животе. «Лодочка» - упражнение выполняется с высоко поднятым корпусом, локти
лежат на полу. На животе «Колесо».
14.«Ножницы» - упражнение выполняется при амплитуде ног в 30°.
7. Упражнения на ориентацию в пространстве (рисунок танца).
Задачи:
1.
Научить детей ориентироваться в пространстве.
2.
Научить детей соблюдать интервалы
3.
Самостоятельно находить свободное место в зале.
4.
Перестраиваться в круг
5.
Становиться в пары.
Содержание:
1.
Рисунок танца «Круг»:
- движения по линии танца (игра «Часы»);
- движение в круг, из круга (игра «Надувала кошка шар»).
2. Игра «Дружно парами гуляем»
3. Свободное размещение в зале (игра «Горошины»)
4. Игра «Клубочек»
5. Игра «Паровозик».
8. Танцевальные этюды.
- «Ничего на свете лучше нету».
- «Часики».
14
- «Репка».
- «Веселая зарядка».
- «Ягода - арбуз».
9. Сюжетно-ролевые и танцевальные игры.
Рассказ о том, что такое импровизация, распределение по ролям, цели и задачи каждого
участника, правила игры.
- «Кошка и мышки».
- «Пришел медведь».
10. Итоговое занятие.
Учебно-тематический план (1 и 2 года обучения)
№
п/п
Наименование темы
1.
Вводное занятие
2.
Ее Величество Музыка
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.
5.1.
5.2.
5.3.
Характер музыкального
произведения
Темпы музыкальных
произведений
Динамические оттенки
Ритмический рисунок
Играя, танцуем
(ритмопластика)
Комплексы игровой ритмики
Движения рук
Движения ног
Игровой стретчинг
Спина и брюшной пресс
Плечевой и грудной пояса
Постановка рук в
подготовительном положении,
II и III позициях
Упражнения для укрепления
мышц стопы
Тазовый пояс, бедра, ноги
Упражнения для тренировки
равновесия
Композиция «Растет цветок»
Азбука танца
Поклоны девочек и мальчиков
Шаги: бытовой, танцевальный,
приставной, шаги на
полупальцах, на пятках
Подскоки вперед и назад.
Подскоки в комбинации с
галопом
Общее
кол-во
часов
1
Теори
я
Практика
4
1
3
2
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
9
9
3
3
3
7
1
1
3
3
3
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
11,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Контрольное
упражнение
Показ
Контрольное
упражнение
15
5.4.
5.5.
5.6.
Галоп
Легкий бег вперед и назад
Легкий бег в повороте (в
различных комбинациях с
другими движениями)
Притоп
Вращения: на месте, с
продвижением вперед, назад, в
сторону
1
1
1
1
1
1
5.7
Прыжки
1
1
5.8
Постановка корпуса
1
1
5.9
Позиции ног
1
1
5.10
Подготовка к изучению
позиций рук
1
1
5.11
Танцевальные положения рук
1
1
5.12
Танцевальные движения
1
1
6
Партерная гимнастика
Упражнения на ориентацию в
пространстве (рисунок танца)
Различие правой и левой руки,
ноги, плеча
Построения по линиям
Построение в колонну по
одному, в пары и обратно на
месте и на шагах
Перестроение из колонны в
шеренгу и обратно
Круг, сужение и расширение
круга
Свободное перемещение в зале
с последующим возвращением
в колонну, шеренгу или круг
Танцевальные этюды
«Ни чего на свете лучше нету»
«Часики»
«Репка»
«Веселая зарядка»
«Ягода - арбуз»
Сюжетно-ролевые и
танцевальные игры
«Кошка и мышки»
«Пришел медведь»
7
2
5
8
0,5
7,5
1
0,5
0,5
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
9.
9.1.
9.2.
10.
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
5
1
1
1
1
1
5
1
1
3
1
1
3
2
24
1,5
1,5
0,5
0,5
1
1
Показ
Показ
Показ
Показ
Представлен
ие
творческой
работы
16
Содержание образования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Третий и четвертый год обучения (3-4 год)
1.Вводное занятие:
1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия
(поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
2.Волшебное знакомство с танцем.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами танцев: народными, классическими,
современными, бальными, джозовыми.
2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их характерными
особенностями.
3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
4. Беседа о любимых танцах.
3.«Ее Величество Музыка!»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к
музыкальным образам.
4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика,
ритмический рисунок, регистр, строение).
2. Такт, размер 2/4, 4/4.
3. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом, движением,
предметом).
- творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 4/4. Дети начинают
делать движение
по очереди на каждый следующий такт;
- выделять сильную долю, слышать слабую долю;
- игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
- прохлопывать заданный ритмический рисунок.
4. Музыкальный жанр
- полька, марш, вальс (устно определить жанр)
- игра: «Марш – полька – вальс.
4.«Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Расширять музыкальный кругозор.
5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве.
17
Содержание:
1. Упражнения на полу: постановка корпуса; работа на стопы; растяжка;
работа над укреплением брюшного пресса, мышц шеи.
2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки).
3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад:
«Свечка», «Лодка», «Кошка», «Рыбка».
4.Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед:
«Улитка», «Ванька-встанька», «Коробочка»
5.Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в
стороны: «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
6.Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег»,
«Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
7.Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», Медвежонок»;
тянем носочки вперед в положении сидя;. поочередно сгибаем и выпрямляем ноги,
упражнение «Утюжок».
8.Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет»,
«Дощечка», «Пловцы».
9.Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Журавель»
10.Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа.
11.Игровая композиция «Просто так».
5.«Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
1.
Движение по линии танца.
2.
Рисунок танца «Круг»:
замкнутый круг;
раскрытый круг (полукруг);
круг в круге;
сплетенный круг (корзиночка);
лицом в круг, лицом из круга;
круг парами,
круг противоходом.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);
перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
3. Понятие «Диагональ»:
перестроение из круга в диагональ;
перестроение
из
маленьких
кружков
в
диагональ
(самостоятельно
указав ведущих).
4. Рисунок танца «Спираль».
Игра «Клубок ниток».
5. Рисунок танца «Змейка»:
горизонтальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
6. Партерная гимнастика.
18
Задачи:
1.Развитие общий пластики
2.Развитие общей пластики
3.Развитие силы и эластичности всех комплексов мышц
Содержание:
Гимнастика предполагает комплекс гимнастических упражнений на ковриках:
1.Упражнения для развития выворотности в тазобедренном суставе;
2.Упражнения для развития исправления асимметрии лопаток;
3.Упражнения для развития выворотности и подвижности в коленных и голеностопных
суставах;
4.Упражнения для поясницы;
5.Сокращение и вытягивание стопы в положении VI и I позиций, лежа на спине, ноги
вытянуты в коленях;
6.Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из VI в I позицию и возвращение в VI, лежа
на спине, ноги вытянуты в коленях;
7.Подъем вытянутой ноги вперед и в сторону, лежа на спине;
8.Упражнение для развития выворотности: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, развести
в стороны, пятки вместе;
9.Упражнения на растяжку;
10. «Лягушка». Растяжка мышц ног. Надавливание на раскрытые колени ног, стараемся
постепенно положить ноги на пол.
11.Колени подтягиваем к себе и возвращаемся в исходное положение.
12.«Березка» - с подъемом тазобедренного сустава вверх, а также при оставлении на полу.
Дополнение к «березке» - ноги за головой.
13.На животе. «Лодочка» - упражнение выполняется с высоко поднятым корпусом, локти
лежат на полу. На животе «Колесо».
14.«Ножницы» - упражнение выполняется при амплитуде ног в 30°.
7. Изучение основных элементов разных стилей и направлений хореографического
искусства
Задачи:
1.Знакомство с разными стилями танца
2. Основные элементы данных направлений
3. Музыкальное сопровождение
4 Навыки и умения для исполнения того или иного стиля исполнения
Содержание:
1.Основы классического танца
2.Основы эстрадного танца
3.Основы народного танца
4.Основы джазового танца
5.Основы бального танца
8. Танцевальные этюды.
- «Дети нарисовали».
- «Мадагаскар».
- «Катюша».
- «Маленькие и большие».
- «Нам хочется гулять».
10. Итоговое занятие.
19
3.Учебно-тематический план (3 и 4 год обучения)
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование темы
Вводное занятие
Волшебное знакомство с
танцем
Ее величество музыка
3.2
3.3
3.4
Анализ музыкальных
произведений
Такт, размер
Слабые и сильные доли
Музыкальный жанр
4.
4.1
3.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.
5.1.
Общее
кол-во
часов
0,5
Теори
я
Практика
0,5
0,5
4
1
3
2
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
Игровой стрейтчинг
7
7
Упражнения на полу
Работа над ритмом и
координацией
Укрепление мышц спины и
брюшного пресса
Упражнения для укрепления
мышц стопы
Тазовый пояс, бедра, ноги
Упражнения для тренировки
равновесия
Композиция «Просто так»
Рисунок танца
Движение по линии танца
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
6
1
5.2.
Рисунок танца «Круг» перестроения
1
1
5.3.
Рисунок танца «Колонна»,
«Линия» - перестроения
1
1
5.4.
Понятие «Диагональ» перестроения
1
1
5.5.
Рисунок танца «Спираль» и
«Змейка»
1
1
5.6.
Игра «Ляпки»
1
1
6
7
2
5
26
6
20
7.1.
Партерная гимнастика
Изучение основных
элементов разных стилей и
направлений
хореографического искусства
Классический танец
6
2
4
7.2.
Эстрадный танец
5
1
4
7.
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
Контрольное
упражнение
Показ
Контрольное
упражнение
Показ
Контрольное
упражнение
20
7.3.
Джазовый танец
5
1
4
7.4.
Бальный танец
5
1
4
7.5.
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
Народный танец
Танцевальные этюды
«Дети нарисовали»
«Мадагаскар»
«Катюша»
«Маленькие и большие»
«Нам хочется гулять»
5
5
1
1
1
1
1
1
4
5
1
1
3
1
1
9.
Итоговое занятие
Показ
Представлен
ие
творческой
работы
5. Механизм отслеживания результатов
Мониторинг эффективности образовательного процесса
Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии
с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим
требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими
содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития
ребенка).
Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и
критериев оценки образовательной деятельности.
Мониторинг – это процесс внутренней экспертизы результатов деятельности педагога и
его обучающихся, цель и содержание которого совпадает с образовательной деятельностью
МБДОУ «ДС № 371 г. Челябинска».
В МБДОУ принята единая система мониторинга и разработаны общие критерии оценки
реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1 карта «Мониторинг результатов обучения детей, по дополнительной общеобразовательной
программе»;
2 карта «Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной программы»;
3 карта «Реализация творческого потенциала обучающихся».
Целью разработки карт мониторинга и критериев оценки является:
- выявление индивидуальных особенностей детей, влияющих на эффективность занятия;
- отслеживание развития личностных качеств под влиянием целенаправленной работы с
обучающимися и, соответственно, корректировка методики работы с каждым ребенком.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и
развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах
образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:
1. Учебным (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения программы
предметные и общеучебные знания, умения и навыки);
2. Личностным (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием
занятий в данном объединении по данной программе);
3. Творческим (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала
обучающегося, а, следовательно, и уровень реализации программы).
21
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту
ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения
программы, каким стал через некоторое время.
В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать: тестирование,
опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы,
соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.
Результаты обучения детей МБДОУ «ДС № 371 г. Челябинска» фиксируются в Карте
№1 «Мониторинг результатов обучения» по четырем основным направлениям:
- теоретическая подготовка,
- практическая подготовка,
- общеучебные умения и навыки,
- учебно-организационные умения и навыки.
Эти направления рассматриваются по следующим параметрам: оцениваемые
показатели, критерии оценки, степень выраженности оцениваемого качества и методы
диагностик, которые педагог выбирает в соответствии со своей образовательной
программой. Первую графу – оцениваемые показатели – педагог также наполняет в
соответствии со своей образовательной программой.
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать
наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод
незаконченного предложения и др.
Результаты личностного развития обучающихся фиксируются в Карте №2 «Мониторинг
личностного развития».
1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль.
2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.
3 группа показателей – поведенческие качества: конфликтность, тип сотрудничества.
В совокупности, приведенные в таблице, личностные качества (свойства) отражают
многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности
ребенка; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требуют
привлечения других специалистов.
Предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в
соответствии с целевыми установками его программы.
Уровень реализации образовательной программы фиксируется в Карте №3 «Реализация
творческого потенциала воспитанников (См. Приложение №3), где отмечаются уровневые
(район, город, регион, федерация и т. д.) достижения обучающихся в реализации
образовательной программы.
Мониторинг дополнительной общеобразовательной программы проводится два раза в год
(в конце 1 полугодия – промежуточный (декабрь); в конце учебного года – итоговый (май)).
В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года (сентябрь) для
фиксации уровня подготовки вновь поступивших детей.
Работа по системе мониторинга позволяет проследить за продвижением каждого ребенка
(в учебной деятельности, в личностном развитии, в реализации творческого потенциала) в
период освоения программы, а также проконтролировать работу педагога по реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
6. Материально-техническое обеспечение программы
- специальные, хорошо проветриваемые помещения;
- наличие зеркал;
- наличие света;
- наличие раздевалок,
- наличие музыкальных инструментов: магнитофон, видео и телеаппаратура, диски;
- коврики для занятий на полу.
22
7. Приложения
Приложение 1
Календарный учебный график
на 2023 - 2024 учебный год
1 год обучения
Возраст детей: 3-4 года
Время проведения: 9.30-10.00
Форма занятия: Групповая
Место проведения:Музыкальный зал
№
Месяц
КолТема занятия
п/п
во
часов
Октябрь
Вводное занятие
Ее величество Музыка
1
Играя, танцуем
(ритмопластика)
Комплексы игровой ритмики
Контрольное
упражнение
1
Прыжки
Контрольное
упражнение
6
Партерная гимнастика
Упражнения на ориентацию в
пространстве
Различие правой и левой руки,
ноги, плеча
Рисунок танца
Построение по линиям
1
1
2.
3.
Январь
Февраль
4.
2
3
1
Построение в круг и колонну
Март
2
3
Апрель
3
3
5
Танцевальные импровизации
«Часики»
Танцевальные этюды
«Ягода – арбуз»
«Ни чего на свете лучше нету»
Сюжетно-ролевые и
танцевальные игры
«Кошка и мыши»
1
Итоговое занятие
5.
6.
Май
7.
Итого:
Беседа
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Показ
Осанка и ось корпуса
Пояснично-крестцовый отдел
Плечевой и грудной пояса
Азбука танца
Поклоны девочек и мальчиков
Шаги: бытовой, танцевальный,
приставной, шаги на
полупальцах, на пятках
1.
Ноябрь-Декабрь
Формы аттестации/
контроля
Показ
Показ
Контрольное
упражнение
Показ
Показ
Показ
Представление
творческой работы
34
23
Календарный учебный график
на 2023 - 2024 учебный год
2 год обучения
Возраст детей: 4-5 лет
Время проведения: 10.00-10.30
Форма занятия: Групповая
Место проведения:Музыкальный зал
№
Месяц
КолТема занятия
п/п
во
часов
Октябрь
Вводное занятие
Ее величество Музыка
6
Динамические оттенки
Ритмический рисунок
Играя, танцуем
(ритмопластика)
Комплексы игровой ритмики
Движения рук
Движения ног
Игровой стрейтчинг
Спина и брюшной пресс
Плечевой и грудной пояса
Упражнения для укрепления
мышц стопы
Азбука танца
0.5
Поклоны девочек и мальчиков
1
1.
1
1
1
Ноябрь-Декабрь
2.
Январь
1
1
3.
1
Февраль
1
1,5
Шаги: бытовой, танцевальный,
приставной, шаги на
полупальцах, на пятках
Подскоки , галоп, бег
Построение в колонну по
одному, в пары и обратно на
месте и на шагах
Вращения
Легкие прыжки по I позиции с
открыванием одной ноги вперед:
- на месте
- с продвижением вперед
Прыжки на одну ногу по VI
позиции
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Контрольное
упражнение
Беседа
Показ
Показ
Контрольное
упражнение
Показ
Показ
Контрольное
упражнение
4.
5.
Март
7
Партерная гимнастика
10
Упражнение «складочка»,
«березка», «мостик»,
«коробочка», «корзиночка»
Танцевальные этюды
«Всем на свете нужен дом»
Контрольное
упражнение
Показ
24
«ЗебрикРу»
Сюжетно-ролевые и
танцевальные игры
6.
Апрель
Май
7.
Итого:
3
«Кошка и мыши»
3
«Пришел медведь»
1
Итоговое занятие
Показ
Показ
Представление
творческой работы
34
Календарный учебный график
на 2023 - 2024 учебный год
3 год обучения
Возраст детей: 5-6 лет
Время проведения: 10.30-11.00
Форма занятия: Групповая
Место проведения:Музыкальный зал
№
п/п
Месяц
Кол-во
часов
Октябрь
Тема занятия
Вводное занятие
Волшебное знакомство с танцем
1
1.
1
1
2.
Ноябрь
Декабрь
1
1
5.
Такт, размер; слабые и сильные
доли
Игровой стрейтчинг
Рисунок танца
Движение по линии танца
Рисунок танца «Круг» перестроения
Рисунок танца «Колонна»,
«Линия» - перестроения
Изучение основных элементов
разных стилей танца
3.
4.
Ее величество Музыка
Декабрь
Январь
Февраль
Март
4
Классический танец
4
Эстрадный танец
4
7
Народный танец
Партерная гимнастика
Прыжки
Прыжки в комбинации
Танцевальные этюды
1
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Контрольное
упражнение
Показ
Контрольное
упражнение
Контрольные
упражнения
Контрольное
упражнение
Показ
Контрольное
упражнение
Показ
25
Апрель
Май
6.
Итого:
2
«Дети нарисовали»
«Мадагаскар»
Сюжетно-ролевые и
танцевальные игры
«Ляпки»
1
Итоговое занятие
3
3
Показ
Представление
творческой работы
34
Календарный учебный график
на 2023 - 2024 учебный год
4 год обучения
Возраст детей: 6-7 лет
Время проведения: 10.30-11.00
Форма занятия: Групповая
Место проведения:Музыкальный зал
№
п/п
Месяц
Кол-во
часов
Октябрь
Тема занятия
Вводное занятие
1
Ее величество Музыка
Игровой стретчинг
1.
1
Ноябрь
Декабрь
2.
1
1
6
Январь
1
3.
2
1
Февраль
Постановка рук в
подготовительном положении, II и
III позициях
Упражнения для укрепления
мышц стопы
Упражнения для тренировки
равновесия
Азбука танца
Притоп
Вращения: на месте, с
продвижением вперед, назад, в
сторону
Партерная гимнастика
Упражнения на ориентацию в
пространстве
Круг, сужение и расширение
круга
Свободное перемещение в зале с
последующим возвращением в
колонну, шеренгу или круг
Прыжки
Прыжки с отрыванием вытянутых
ног в сторону
Изучение основных элементов
Формы аттестации/
контроля
Беседа
Контрольное
упражнение
Показ
Контрольное
упражнение
Показ
Показ
Контрольное
упражнение
Показ
26
Март
7
6
Апрель
Май
4.
Итого:
разных стилей танца
Джазовый танец
Бальный танец
Танцевальные этюды
3
3
«Катюша»
«Нам хочется гулять»
1
Итоговое занятие
Показ
Представление
творческой работы
34
27
Приложение 2
Мониторинг результатов обучения воспитанника МБДОУ «ДС № 371 г. Челябинска» СП по дополнительной образовательной программе (карта 1)
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
1. Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана
программы)
2. Владение специальной
терминологией
Соответствие
теоретических знаний
ребѐнка программным
требованиям;
Осмысление и
правильность
использования специальной
терминологии
1.Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана)
2.Владение специальным
оборудованием и оснащением
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании
специального оборудования
и оснащения
Креативность в выполнении
практических заданий
Теоретическая подготовка
(Н) низкий уровень (ребѐнок овладел менее чем ½ объѐма знаний, предусмотренных программой)
(С) средний уровень (объѐм усвоенных знаний составляет более ½);
(В) высокий уровень (ребѐнок освоил практически весь объѐм знаний, предусмотренных
программой за конкретный период).
(Н) низкий уровень (знает не все термины);
(С) средний уровень (знает все термины, но не применяет);
(В) высокий уровень (знание терминов и умение их применять)
3. Творческие навыки
1.Учебно-интеллектуальные
умения анализировать
специальную литературу
Самостоятельность в
подборе и анализе
литературы
2 Умение пользоваться
компьютерными источниками
информации
Самостоятельность в
использовании
компьютерными
источниками
Практическая подготовка
(Н) низкий уровень (ребѐнок овладел менее чем1/2 предусмотренных умений и навыков);
(С) средний уровень
(В) высокий уровень (ребѐнок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период).
(Н) низкий уровень (ребѐнок испытывает серьѐзные затруднения при работе с оборудованием);
(С) средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
(В) высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых
трудностей).
(Н) начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребѐнок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания педагога);
(С) репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
(В) творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)
Общеучебные умения и навыки
(Н) низкий уровень умений обучающийся испытывает серьѐзные затруднения при работе с
литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
(С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
(В) высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
(Н) низкий уровень умений обучающийся испытывает серьѐзные затруднения при работе с
литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
(С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
(В) высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
Методы диагностик
(выбирает ПДО в
соответствии с
образовательной программой)
Наблюдение. Тестирование.
Контрольный опрос.
Собеседование
Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание
Анализ исследовательской
работы
Анализ исследовательской
работы
28
1 Умение организовать своѐ
рабочее место
2 Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
3 Умение аккуратно
выполнять работу
Способность готовить своѐ
рабочее место к
деятельности и убирать его
за собой
Соответствие реальных
навыков соблюдения
правил безопасности
программным требованиям
Аккуратность и
ответственность в работе
Учебно-организационные умения и навыки
(Н) низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьѐзные затруднения, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
(С) средний уровень
(В) высокий уровень (всѐ делает сам).
(Н) низкий уровень (ребѐнок овладел менее чем ½ объѐма навыков соблюдения правил
безопасности, предусмотренных программой);
(С) средний уровень (объѐм усвоенных навыков составляет более ½);
(В) высокий уровень (воспитанник освоил практически весь объѐм навыков, предусмотренных
программой за конкретный период).
(Н) удовлетворительно
(С) хорошо
(В) отлично
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
29
Карта 1
Мониторинг результатов обучения воспитанника по дополнительной образовательной программе
Карта 1 для ______ года обучения, группа №______ направление_____________________________
ФИО педагога___________________________________________________
ФИ воспитанника
Теоретическая подготовка
воспитанника
0 срез
1 полугодие
2 полугодие
Практическая подготовка
воспитанника
0 срез
1 полугодие
2 полугодие
Общеучебные умения и
навыки воспитанника
0 срез
1 полугодие
2 полугодие
Средний балл
0 срез
1 полугодие
За год
2 полугодие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
30
23
24
25
0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.
Мониторинг личностного развития воспитанника в процессе освоения дополнительной образовательной программы (Карта 2)
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1. Терпение
2.Воля
3. Самоконтроль
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
1. Организационно- волевые качества
Способность переносить (выдерживать ) известные
Терпения хватает меньше.чем на ½ занятия;
нагрузки, уметь преодолевать трудности.
Терпения хватает больше.чем на ½ занятия
Терпения хватает на всѐ занятие
Способность активно побуждать себя к практическим
Волевые усилия воспитанника побуждаются извне;
действиям
Иногда- самим воспитанником;
Всегда-- самим воспитанником;
Умение контролировать поступки (приводить к должному
Воспитанник постоянно действует под воздействием контроля;
действию)
Периодически контролирует себя сам;
Постоянно контролирует себя сам
1. Самооценка
Способность оценивать себя адекватно реальным
достижениям
2. Интерес к занятиям в
детском объединении
Осознание участия воспитанника в освоении
образовательной программы
1.Конфликтоность
Умение воспитанника контролировать себя в любой
конфликтной ситуации
2 Ориентационные качества
Завышенная
Заниженная
нормальная
интерес к занятиям продиктован извне;
интерес периодически поддерживается самим воспитанником;
интерес постоянно поддерживается воспитанником
самостоятельно.
3. Поведенческие качества
желание участвовать (активно) в конфликте
(провоцировать конфликт)
сторонний наблюдатель
активное примирение
Уровень
развития
Методы
диагностики
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Наблюдения
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Наблюдения
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Наблюдения
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Анкетирован
ие
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Тестирование
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Наблюдение
31
2.Тип сотрудничества
Умение ребѐнка сотрудничать
1 Участие во всех
мероприятиях
объединения, МБУДОД
ЦВР «Истоки»
Степень и качество участия
не желание сотрудничать ( по принуждению)
желание сотрудничать (участие)
активное сотрудничество (проявляет инициативу)
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Наблюдение
4. Личностные достижения воспитанника
не принимает участия
принимает участие с помощью педагога или родителей
самостоятельно выполняет работу
Низкий (Н)
Средний (С)
Высокий (В)
Выполнение
работы
Карта 2
Мониторинг личностного развития воспитанника в процессе освоения дополнительной образовательной программы
Карта 2 для ______ года обучения, группа №______ направление_____________________________
ФИО педагога___________________________________________
№ ФИ
воспитанника
Организационно- волевые
качества
0
срез
1
полугодие
2
полугодие
Ориентационные качества
0
срез
1
полугодие
2
полугодие
Поведенческие качества
0
срез
1
полугодие
2
полугодие
Личностные достижения
воспитанника
0
срез
1
полугодие
2
полугодие
Средний балл
0
срез
1
полуго
дие
За
год
2
полуг
одие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
32
17
18
19
20
21
22
23
24
25
0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.
Карта 3
Карта 3 «Реализация творческого потенциала воспитанников МБДОУ «ДС № 371 г. Челябинска»
Карта 3 для ______ года обучения, группа №______
ФИО педагога_________________________________
Дата
Ф.И.О. воспитанника, название
коллектива
(кол-во участников)
Название мероприятия, результат
Внутри учреждения
Район
Город
Регион
Федерация
33
34